Ребёнок ничего не хочет?
Как известно, чтобы обучать детей с РАС и ОВЗ, необходимо использовать поощрения. Поощрением может быть всё, что нравится ребёнку: игрушки, игры, взаимодействие с взрослыми и другими детьми и т.д. Однако, когда родителю задают вопрос: «Что можно использовать для поощрения поведения вашего ребёнка?», они очень часто теряются. Многие говорят, что ребёнку ничего не интересно. Многие отмечают, что у ребёнка интересы «странные» – не такие как у других детей-сверстников. Либо родитель по привычке считает, что ребёнку нравится конкретная вещь или конкретная категория игрушек, и больше ничто его заинтересовать не способно.
В таких случаях перед специалистами и родителями встает задача по расширению мотивационной сферы. Для этого специалисты применяют различные стратегии: от наблюдения до специального обучения и обобщения игровых навыков. Таким образом специалистам часто удается расширить диапазон возможных поощрений.
А что делать родителям? Первое, на что рекомендуется обратить внимание – насколько ребёнку доступны различные игры или игрушки. Очень часто, когда родители берут под контроль различные приятные для ребёнка предметы или занятия, убирают их из свободного доступа, они обнаруживают, что ребёнок начинает проявлять интерес к новым, ранее не используемым объектам.
Второе, на что нужно обратить внимание родителям – то, как они пользуются поощрением. Поощрение должно предоставляться за конкретное поведение. Поощрение не должно выдаваться просто так – это может снизить его ценность или научить ребёнка, что необязательно работать за поощрение, ведь можно подождать и получить поощрение в ответ на очень небольшое усилие или даже просто за бездействие.
Третий момент, который нужно обдумать – вмешиваются ли родители в игру ребёнка после предоставления приятной для него игрушки или игры. Очень часто родители так сильно хотят взаимодействия с ребёнком, что после передачи игрушки начинают задавать ребёнку вопросы: «что это у тебя?», «покажи, как ты играешь?». В некоторых случаях показывают ребёнку, как надо правильно играть с игрушкой, не давая ему спокойно исследовать игрушку самостоятельно. Такое поведение родителей может отталкивать ребёнка от изучения новых предметов.
Все эти проблемы корректируются с помощью прикладного анализа поведения. Поэтому, если для Вашего ребёнка такая ситуация актуальна – записывайтесь на консультацию.