Место системы PECS среди других систем альтернативной коммуникации

pecs

Коммуникация — это фундаментальный аспект человеческого общения, но для людей с нарушениями коммуникации выражение мыслей, потребностей и желаний может быть сложной задачей. Системы альтернативной коммуникации выступают своеобразным мостом для тех, кто испытывает трудности с произнесением слов или письмом. Среди этих систем Picture Exchange Communication System (PECS) — одна из наиболее известных. Однако важно понимать, что PECS — не единственный вариант. Сейчас мы рассмотрим различия между PECS и другими системами альтернативной коммуникации.

PECS, или Picture Exchange Communication System, широко используется как система альтернативной коммуникации, разработанная в первую очередь для лиц с расстройствами аутистического спектра (РАС) и связанными с ними трудностями в общении. PECS использует обмен изображениями или символами для передачи сообщений, потребностей и желаний.

[PECS не является единственной возможной системой коммуникации, которая использует изображения. Можно построить собственную систему коммуникации, основанную на использовании изображений, но, если работа с ней будет отличаться от того, что написано в официальном протоколе PECS, эта система просто не сможет называться PECS. При этом она может быть более эффективной чем классический протокол PECS для конкретного ребёнка.]

Вот некоторые ключевые характеристики PECS:

1. Структурированный подход: PECS следует структурированному протоколу, который обычно включает в себя шесть фаз, начиная с простого обмена изображениями и переходя к более сложным формам коммуникации. Этот структурированный подход позволяет систематически развивать навыки.

2. Визуальная поддержка: PECS сильно зависит от визуальной поддержки, используя изображения или символы для представления объектов, действий или идей. Пользователи выбирают и обмениваются этими визуальными символами для коммуникации.

3. Индивидуализация: PECS может быть настроена для удовлетворения уникальных потребностей каждого пользователя. Коммуникативные альбомы создаются с учетом изображений, соответствующих важным для ребёнка объектам или видам деятельности, обеспечивая персонализированную коммуникацию.

4. Постепенное развитие: По мере того как дети становятся более продвинутыми в использовании обмена изображениями, PECS способствует развитию устной речи, нацеливаясь на переход от обмена изображениями к устной коммуникации.

В то время как PECS может быть очень эффективной для многих детей, важно понимать, что альтернативные системы коммуникации существуют и в иных формах:

1. Языки жестов — это визуально-жестовые системы коммуникации, которые включают использование жестов, мимики и движений тела. Язык жестов естественная альтернатива для некоторых людей и является устоявшимся средством общения в среде слабослышащих и глухонемых людей.

2. Коммуникационные приложения. Современные технологии предлагают приложения для коммуникации, разработанные для использования на планшетах или смартфонах. Эти приложения часто включают разнообразные методы коммуникации, символы и речевую генерацию.

Основные различия между PECS и другими системами:

– Целевая аудитория: PECS создана в первую очередь для лиц с аутизмом или связанными с ними состояниями. Другие системы альтернативной коммуникации охватывают более широкий круг пользователей, включая тех, у кого есть нарушения двигательных функций или речевых расстройств.

– Метод коммуникации: PECS опирается на обмен изображениями или символами. В отличие от этого, другие системы могут использовать текст, речь, жесты, указывания или их комбинации.

– Индивидуализация: PECS сильно индивидуализирована, коммуникационные альбомы создаются с учетом уникальных потребностей каждого пользователя. Некоторые другие системы, такие как устройства для альтернативной коммуникации, предоставляют ограниченные возможности для настройки, в то время как язык жестов и системы на основе жестов имеют свои собственные универсальные правила.

– Цели развития: PECS предполагает возможное развитие навыков устной речи с течением времени. В отличие от этого, некоторые другие системы сосредотачиваются на улучшении существующих методов коммуникации или могут вообще не применяться для развития устной речи.

Понимание различий между PECS и другими системами альтернативной коммуникации имеет решающее значение для принятия клинически значимых решений относительно методов коммуникации для лиц с проблемами речи или языка. Выбор системы должен базироваться на конкретных потребностях, способностях и целях каждого человека. В то время как PECS – отличный выбор для многих, альтернативные системы предоставляют разнообразные и гибкие решения, чтобы удовлетворить уникальные требования каждого пользователя. Важно оценить и выбрать наиболее подходящий метод для улучшения коммуникации и качества жизни конкретного человека с трудностями в общении.

P.S. Визуальное расписание это не PECS 🙂